"... зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь."

(А. де Сент-Экзюпери)

суббота, 5 октября 2013 г.

7 класс




Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»

1. Раскройте тезисы, опираясь на текст главы I повести и приводя цитаты.

1) В образе Тараса Бульбы воплощаются основные черты казачества, «широкой замашки русской природы».
2) Тарас Бульба крепкими нитями связан с казацкой средой, живёт её интересами и стремлениями, любит простую суровую жизнь, ему чужды богатство и изнеженность.

2. При помощи стрелочек укажите, какие способы создания характера Тараса Бульбы соответствуют приведённым цитатам.

1) «Дети приехали домой, больше году их
 не видели, а он задумал нивесть что:
 на кулаки биться!»
2) «Вишь, какой батько! — подумал
про себя старший сын, Остап, —
 всё старый, собака, знает, а ещё
 и прикидывается».
3) «Бульба был упрям страшно».
4) «Это всё дрянь, чем набивают
 головы ваши; и академия, и все
 те книжки, буквари, и философия —
 всё это ка зна що, я плевать на всё
это! — Здесь Бульба пригнал в строк
 такое  слово, которое даже не
употребляется в печати».
5) «Чтоб я стал гречкосеем, домоводом,
 глядеть за овцами, да за свиньями,
 да бабиться с женой? Да пропади
 она: я козак, не хочу!»
6) «Так говорил атаман и, когда
кончил речь, всё ещё
потрясал посеребрившеюся
в козацких делах головою».
а)прямая авторская          характеристика
б) самохарактеристика
в) характеристика, данная
другими персонажами
г) портрет
д) поступки героев
е) речевая характеристика
3. Заполните таблицу: дайте сравнительную характеристику Остапа и Андрия, используя пересказ и краткие цитаты из текста.

Глава            Основания для сравнении             Остап                 Андрий

I                    Первое появление героев

II                   Поведение, поступки
                     Отношение к учебе
                     Отношение к товарищам
                     Увлечения, потребности

V                   Портрет
                     Поведение в бою
                     Отношение к битвам
                     Оценка отца





VI—VII          Первый бой с поляками
                    за Дубно и свидание с
                    прекрасной полячкой        Участие в бою:    Свидание:

IX                 Второй бой за Дубно         Подвиг:             Предательство:

IX, XI              Смерть

На основании таблицы сделайте выводы о главных чертах характера каждого из братьев.
Остап —
Андрий

4. Сравните слова Остапа в первой (1835) и во второй редакции (1842) гоголевской повести.

«— Нечего, батько, вспоминать, — говорил Остап с обыкновенным своим флегматическим видом, — что было, то уже прошло!» (1835).
«— Нечего, батько, вспоминать, что было, — отвечал хладнокровно Остап, — что было, то прошло!» (1842).


Что изменил автор? Как повлияло это на наше восприятие образа Остапа?



5. Вставьте свои эпитеты и метафоры на месте пропусков так, чтобы ярче выразить красоту степи:

«Вся поверхность земли представлялася (каким?) ............... океаном, по которому (что сделали?) ............... миллионы разных цветов. В небе (что делали?) ............... ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и (что делала?) ............... в синих волнах воздуха».

Сверьтесь с текстом главы II в учебнике. Подумайте, с какой целью Гоголь для описания степи выбрал именно эти слова. Какова общая атмосфера фрагмента, которая создаётся с помощью изобразительно-выразительных средств языка?

6. Внимательно перечитайте в главе II три описания степи: днём, вечером и ночью. Какой вид искусства напоминают гоголевские описания? Благодаря каким средствам языка?
Вообразите себя художником, который на основании гоголевского пейзажа пишет большое полотно. Что должна напоминать степь на картине?

Выпишите из описаний степи те словосочетания и предложения, которые вам особенно понравились или показались необычными.

Время суток                Краски                       Звуки                      Запахи

Степь днём

Степь вечером

Степь ночью
________________________________________________________________
Как преображается степь вечером и ночью? Что преобладает в каждом из описаний — звуки, краски или запахи? Почему?

7. Прочитайте разговор Андрия с полячкой в первой редакции повести (1835):

«— Царица! — сказал он, — что для тебя сделать? чего ты хочешь?
Она смотрела на него пристально и положила на плечо его свою чудесную руку. С пожирающим пламенем страсти покрыл он её поцелуями.
— Нет. Я не пойду от тебя. Я умру возле тебя. Пусть же у ног твоих, пожираемый голодом, я умру, как и ты, моя панна! и за смерть, за сладкую смерть у твоих ног, ничего не хочу!
— А твои товарищи, а твой отец? ты должен идти к ним, — говорила она тихо. Уста её ещё долго шевелились без слов, и глаза её, полные слёз, не сводились с него.
— Что ты говоришь! — произнёс Андрий со всею силою и крепостью воли. — Что бы тогда за любовь моя была, когда бы я бросил для тебя только то, что легко бросить! Нет, моя панна, нет, моя прекрасная! Я не так люблю: отца, брата, мать, отчизну, всё, что ни есть на земле, — всё отдаю за тебя, всё прощай! я теперь ваш! я твой! чего ещё хочешь?
Она склонилась к нему головою. Он почувствовал, как электрически-пламенная щека её коснулась его щеки, и лобзание — у, какое лобзание! — слило уста их, прикипевшие друг к другу».

Перечитайте в учебнике фрагмент главы VI (от слов: «— Царица!…» до слов: «И всё, что ни есть, отдам, продам, погублю за такую отчизну!») и сравните его с первой редакцией. Что изменилось?
Как вы думаете, зачем Гоголь внёс эти изменения?
В каком варианте решение Андрия предать — эмоциональный порыв, а где — осознанный шаг? Аргументируйте свою позицию.

8. Сравните две редакции эпизода, рассказывающего о гибельной для изменника-Андрия встрече с отцом.

«Андрий узнал его издали, и видно было издали, как он весь затрепетал. Он, как подлый трус, спрятался за ряды своих солдат и командовал оттуда своим войском… <…> Нужно было взглянуть только на лицо его [Тараса], чтобы увидеть олицетворённое свирепство, чтобы извинить трусость Андрия, чувствовавшего свою душу не совсем чистою. Бледный, он видел,
как гибли и рассеивались его поляки… <…> “Спасите! — кричал он, отчаянно простирая руки, — куда бежите вы? глядите: он один!”» (1835).
«Так и оторопел Тарас, когда увидел, что это был Андрий. А он между тем, объятый пылом и жаром битвы … <…> понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае. <…> Остановился старый Тарас и глядел на то, как он чистил перед собою дорогу, разгонял, рубил и сыпал удары направо и налево» (1842).

Что изменилось во второй редакции отрывка? Подчеркните наиболее отличающиеся моменты.
В каком из отрывков изображены малодушие и трусость  Андрия?
Сделайте выводы: что было для Гоголя важно передать в характере Андрия, а от чего писатель решил отказаться.

9. Перечитайте речь Тараса о товариществе в главе IX. Как построена речь? На какие части можно её разделить? Запишите основную мысль каждой части.

10. Критик В. Г. Белинский назвал Тараса Бульбу богатырём, «который не боялся ничего в свете, с люлькою в зубах и саблею в руках». Приведите примеры его «богатырства».

В тетради  для сочинений напишите сочинение-рассуждение на одну из тем: «Путь к подвигу», «Моё отношение к Андрию», «Два брата».
 При работе над сочинением пользуйтесь приложением 1.

4 комментария:

  1. Галина Ивановна, мне понравился ваш блог. Очень интересно читать блоги учителей, которые сделаны для души, а не для галочки!
    Я тоже интересуюсь разработкой образовательных ресурсов. Хочу поделится с вами ссылкой на свое творение http://dicktanty.ru/ — бесплатный сборник диктантов для учеников 1-11 классов.
    Если вас не затруднит, разместите информацию о данном ресурсе на своем блоге.
    Очень интересно ваше мнение, к критике отношусь нормально.
    С ув. разработчик сайта http://dicktanty.ru

    P.S. Извините, не нашел другого способа для связи

    ОтветитьУдалить
  2. говно а не сайт, где ответы, почему только вопросы?

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить