8 класс
А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье…» – А.А.Блок «О
доблестях, о подвигах, о славе…»
1. Выпишите
из стихотворения А.С.Пушкин определения любви и возлюбленной. Какое впечатление
производят на вас эти словосочетания, почему?
2. Выпишите,
какие образы противостоят первому чувству героя – «чудному мгновенью».
Объясните смысл эпитетов.
3. Найдите в
стихотворении образы бурь. Напишите, что это за бури и как они влияют на душу
героя.
4. Выпишите
из стихотворения А.А.Блока определения, связанные с образом возлюбленной. Какое
впечатление они производят на вас, почему?
5. Какие
ассоциации вызывают у вас следующие образы стихотворения А.А.Блока?
лицо в
простой оправе сияло
прекрасное
лицо синий плащ
6.
Подумайте, почему именно перед аналоем герой вспоминает возлюбленную? Как образ
храма связан с образом возлюбленной? Запишите свои рассуждения.
Дополнительное задание
В тетради
для письменных работ по литературе проанализируйте сонет Владислава Ходасевича,
написанный в 1919 году, и
предложите его толкование.
В.Ходасевич
*
* *
Нет, ты не прав, я не
собой пленен.
Что доброго в наемнике
усталом?
Своим чудесным, божеским
началом,
Смотря в себя, я сладко
потрясен.
Когда в стихах, в
отображенье малом,
Мне подлинный мой образ
обнажен, —
Всё кажется, что я стою,
склонен,
В вечерний час над водяным
зерцалом.
И, чтоб мою к себе
приблизить высь,
Гляжу я в глубь, где
звезды занялись.
Упав туда, спокойно
угасает
Нечистый взор моих земных
очей,
Но пламенно оттуда
проступает
Венок из звезд над головой
моей.
Раздел
2. О любви в эпосе
А.С.Пушкин.
«Капитанская дочка»
1.
Перечитайте первую главу и запишите, какие поступки совершает Петр Гринев и
какие чувства он при этом испытывает. Письменно сделайте выводы о качествах
героя, о его характере и привычках.
2.
Почему в первой главе Гринев называет
трактир проклятым?
3.
Выпишите из толкового словаря значения
слова «вожатый». В каком из них это слово употребляется в названии главы?
4.
Перечитайте вторую главу и продолжите
записывать, какие поступки совершает Петр Гринева и какие качества героя в них
проявляются.
5.
Выпишите из текста второй главы
образы-символы и раскройте их значения:
6.
Последовательно выпишите из глав, в которых
говорится о Пугачеве, какие качества открывает в нем Гринев.
7.
Запишите, какие качества Пугачева открылись
вам? Сравните свое представление о Пугачеве с представлением Гринева. Чем вы
можете объяснить полученный результат?
8. Письменно
проанализируйте в тетради для сочинений образ одного из героев повести, Гринёва
или Пугачёва (по вашему выбору), и предложите свою интерпретацию образа.
Воспользуйтесь планом анализа образа персонажа эпического произведения
План
анализа образа персонажа эпического произведения
1. В каком произведении
(автор и название) вы встретились с этим персонажем?
2. Какое впечатление
произвел на вас персонаж при первой встрече с ним на страницах произведения?
3. Менялись ли ваши
впечатления, вызванные персонажем, ваше мнение о нем по ходу чтения и с чем это
было связано?
4. Портрет персонажа
а) Один или несколько
портретов представлены в произведении? (Если несколько, то нужно
проанализировать каждый портрет.)
б) Кто описывает героя в
каждом случае: автор-повествователь, рассказчик? Какую роль это играет, с чем
связан авторский выбор рассказчика?
в) Внешность героя: черты
лица, мимика, манеры, характерные жесты, походка, одежда.
г) Какие детали в облике
героя передают отношение к нему повествователя или рассказчика? Какие
художественные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.) помогают писателю
создать портрет героя?
д) Какие детали внешности
привлекают ваше внимание; о чем они вам говорят? (Ответы на вопросы пунктов г)
и д) могут совпадать, тогда их можно объединить.)
е) Сделайте вывод о том,
как портрет героя (или портреты) помогают понять особенности его характера, привычек,
образа жизни и внутреннего мира: увидеть изменения, происходящие с героем, и
осмыслить их причины.
5. Речь персонажа
а) Какие особенности речи
героя вы заметили? Она грамотна, выразительна, образна, точна, оригинальна,
наполнена фразеологизмами или бедна, лишена образности и выразительности,
неграмотна? Персонаж четко формулирует свои мысли или говорит расплывчато,
неконкретно, неясно и т.п. Как эти особенности характеризуют героя?
б) Много или мало говорит
герой? С чем это связано? (С застенчивостью, презрением к окружающим,
нежеланием вступать в разговор, замкнутостью и т.п.)
в) Какая речь преобладает:
внутренняя (непроизнесенная) или внешняя (произнесенная)? О чем это вам
говорит?
г) Сделайте вывод о том,
как речь героя помогает узнать его характер, понять внутренний мир.
6. Поступки и качества персонажа
а) Активен или пассивен
герой? Чем это вызвано (социальными обстоятельствами, внутренними качествами,
личными стремлениями и т.п.)?
б) Какие поступки он
совершает и какие не совершает, хотя мог бы, и о каких качествах героя
свидетельствуют эти поступки и/или отказ от них?
в) Какие качества героя
вам нравятся, какие – нет, почему?
г) Какие качества героя
привлекают к нему других персонажей, какие – отталкивают? Почему? Что в тексте
произведения вам об этом говорит?
д) Какие качества вызывают
симпатии повествователя, его сочувствие, какие – нет? Почему? Какие
художественные средства помогают писателю это выразить в тексте произведения?
е) Изменяется ли персонаж
по ходу развития действия? Приобретает ли новые качества или остается
неизменным? Если персонаж изменяется, развивается, то чем вызваны эти
изменения?
ж) Сделайте вывод о том,
как характер персонажа связан с его судьбой.
7. Внутренний мир героя:
а) Как персонаж относится
к окружающему миру (он ему нравится или нет, его отношение критическое,
равнодушное, восторженное и т.п.)?
б) Каковы идеалы, мечты
персонажа?
в) Каков образ мыслей
персонажа (о чем он размышляет, что его тревожит, какие вопросы волнуют и
т.п.)?
г) Есть ли у персонажа
увлечения, занятия, цели в жизни?
д) В гармонии или
конфликте с внешним миром находится герой? Если в конфликте, то чем он вызван;
если в гармонии, то в чем ее истоки?
е) Каковы взаимоотношения
героя с другими персонажами произведения? Кто из них ему близок, почему? Как
отношения с другими людьми характеризуют героя?
ж) Какие художественные
средства помогают автору раскрыть внутренний мир героя (особенности композиции,
художественные детали и т.п.)?
д) Что вы можете сказать о
характере героя, узнав о его внутреннем мире?
8. Героев каких других
произведений напомнил вам герой? Какие ассоциации, мысли вызвал этот образ?
9. Сделайте вывод о том,
каковы особенности характера героя, как к нему относятся другие персонажи
произведения и автор. Совпадает ли ваше отношение к герою с отношением
повествователя, в чем совпадает, а в чем – нет?
10. Сделайте вывод о том,
относится ли образ персонажа к типу или к характеру. Какой смысл вкладывает
автор в этот образ? Какую роль играет образ героя в воплощении автором своей
идеи?
Комментариев нет:
Отправить комментарий