"... зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь."

(А. де Сент-Экзюпери)

среда, 2 октября 2013 г.

8 класс

 



А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье…» – А.А.Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…»
1. Выпишите из стихотворения А.С.Пушкин определения любви и возлюбленной. Какое впечатление производят на вас эти словосочетания, почему?

2. Выпишите, какие образы противостоят первому чувству героя – «чудному мгновенью». Объясните смысл эпитетов.

3. Найдите в стихотворении образы бурь. Напишите, что это за бури и как они влияют на душу героя.

4. Выпишите из стихотворения А.А.Блока определения, связанные с образом возлюбленной. Какое впечатление они производят на вас, почему?

5. Какие ассоциации вызывают у вас следующие образы стихотворения А.А.Блока?
лицо в простой оправе сияло
прекрасное лицо синий плащ
6. Подумайте, почему именно перед аналоем герой вспоминает возлюбленную? Как образ храма связан с образом возлюбленной? Запишите свои рассуждения.

Дополнительное задание
В тетради для письменных работ по литературе проанализируйте сонет Владислава Ходасевича, написанный в 1919 году, и предложите его толкование.
В.Ходасевич
        *   *   *
Нет, ты не прав, я не собой пленен.
Что доброго в наемнике усталом?
Своим чудесным, божеским началом,
Смотря в себя, я сладко потрясен.

Когда в стихах, в отображенье малом,
Мне подлинный мой образ обнажен, —
Всё кажется, что я стою, склонен,
В вечерний час над водяным зерцалом.

И, чтоб мою к себе приблизить высь,
Гляжу я в глубь, где звезды занялись.
Упав туда, спокойно угасает

Нечистый взор моих земных очей,
Но пламенно оттуда проступает
Венок из звезд над головой моей.

Раздел 2. О любви в эпосе
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»
1. Перечитайте первую главу и запишите, какие поступки совершает Петр Гринев и какие чувства он при этом испытывает. Письменно сделайте выводы о качествах героя, о его характере и привычках.
2.   Почему в первой главе Гринев называет трактир проклятым?
3.   Выпишите из толкового словаря значения слова «вожатый». В каком из них это слово употребляется в названии главы?
4.   Перечитайте вторую главу и продолжите записывать, какие поступки совершает Петр Гринева и какие качества героя в них проявляются.
5.   Выпишите из текста второй главы образы-символы и раскройте их значения:
6.   Последовательно выпишите из глав, в которых говорится о Пугачеве, какие качества открывает в нем Гринев.
7.   Запишите, какие качества Пугачева открылись вам? Сравните свое представление о Пугачеве с представлением Гринева. Чем вы можете объяснить полученный результат?
8. Письменно проанализируйте в тетради для сочинений образ одного из героев повести, Гринёва или Пугачёва (по вашему выбору), и предложите свою интерпретацию образа. Воспользуйтесь планом анализа образа персонажа эпического произведения
План анализа образа персонажа эпического произведения
1. В каком произведении (автор и название) вы встретились с этим персонажем?
2. Какое впечатление произвел на вас персонаж при первой встрече с ним на страницах произведения?
3. Менялись ли ваши впечатления, вызванные персонажем, ваше мнение о нем по ходу чтения и с чем это было связано?
4. Портрет персонажа
а) Один или несколько портретов представлены в произведении? (Если несколько, то нужно проанализировать каждый портрет.)
б) Кто описывает героя в каждом случае: автор-повествователь, рассказчик? Какую роль это играет, с чем связан авторский выбор рассказчика?
в) Внешность героя: черты лица, мимика, манеры, характерные жесты, походка, одежда.
г) Какие детали в облике героя передают отношение к нему повествователя или рассказчика? Какие художественные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.) помогают писателю создать портрет героя?
д) Какие детали внешности привлекают ваше внимание; о чем они вам говорят? (Ответы на вопросы пунктов г) и д) могут совпадать, тогда их можно объединить.)
е) Сделайте вывод о том, как портрет героя (или портреты) помогают понять особенности его характера, привычек, образа жизни и внутреннего мира: увидеть изменения, происходящие с героем, и осмыслить их причины.
5. Речь персонажа
а) Какие особенности речи героя вы заметили? Она грамотна, выразительна, образна, точна, оригинальна, наполнена фразеологизмами или бедна, лишена образности и выразительности, неграмотна? Персонаж четко формулирует свои мысли или говорит расплывчато, неконкретно, неясно и т.п. Как эти особенности характеризуют героя?
б) Много или мало говорит герой? С чем это связано? (С застенчивостью, презрением к окружающим, нежеланием вступать в разговор, замкнутостью и т.п.)
в) Какая речь преобладает: внутренняя (непроизнесенная) или внешняя (произнесенная)? О чем это вам говорит?
г) Сделайте вывод о том, как речь героя помогает узнать его характер, понять внутренний мир.
6. Поступки и качества персонажа
а) Активен или пассивен герой? Чем это вызвано (социальными обстоятельствами, внутренними качествами, личными стремлениями и т.п.)?
б) Какие поступки он совершает и какие не совершает, хотя мог бы, и о каких качествах героя свидетельствуют эти поступки и/или отказ от них?
в) Какие качества героя вам нравятся, какие – нет, почему?
г) Какие качества героя привлекают к нему других персонажей, какие – отталкивают? Почему? Что в тексте произведения вам об этом говорит?
д) Какие качества вызывают симпатии повествователя, его сочувствие, какие – нет? Почему? Какие художественные средства помогают писателю это выразить в тексте произведения?
е) Изменяется ли персонаж по ходу развития действия? Приобретает ли новые качества или остается неизменным? Если персонаж изменяется, развивается, то чем вызваны эти изменения?
ж) Сделайте вывод о том, как характер персонажа связан с его судьбой.
7. Внутренний мир героя:
а) Как персонаж относится к окружающему миру (он ему нравится или нет, его отношение критическое, равнодушное, восторженное и т.п.)?
б) Каковы идеалы, мечты персонажа?
в) Каков образ мыслей персонажа (о чем он размышляет, что его тревожит, какие вопросы волнуют и т.п.)?
г) Есть ли у персонажа увлечения, занятия, цели в жизни?
д) В гармонии или конфликте с внешним миром находится герой? Если в конфликте, то чем он вызван; если в гармонии, то в чем ее истоки?
е) Каковы взаимоотношения героя с другими персонажами произведения? Кто из них ему близок, почему? Как отношения с другими людьми характеризуют героя?
ж) Какие художественные средства помогают автору раскрыть внутренний мир героя (особенности композиции, художественные детали и т.п.)?
д) Что вы можете сказать о характере героя, узнав о его внутреннем мире?
8. Героев каких других произведений напомнил вам герой? Какие ассоциации, мысли вызвал этот образ?
9. Сделайте вывод о том, каковы особенности характера героя, как к нему относятся другие персонажи произведения и автор. Совпадает ли ваше отношение к герою с отношением повествователя, в чем совпадает, а в чем – нет?
10. Сделайте вывод о том, относится ли образ персонажа к типу или к характеру. Какой смысл вкладывает автор в этот образ? Какую роль играет образ героя в воплощении автором своей идеи?

Комментариев нет:

Отправить комментарий