"... зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь."

(А. де Сент-Экзюпери)

воскресенье, 22 сентября 2013 г.



7 класс


«Калевала»
1. Сравните космогонические мифы разных народов.
Древнеиндийская мифология
Вселенная возникает из тела первочеловека Пуруши. Из мысли Пуруши родилась луна, из глаз — солнце, из уст — верховный бог Индра и бог огня Агни и т. д. Вот как об этом повествует «Ригведа» — древнейший сборник гимнов богам, олицетворяющим силы природы:
1. Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий Пуруша.
Он закрыл собою всю землю и [ещё] возвышался над ней на десять пальцев.
2. Пуруша — это всё, что стало и станет.
Он властвует над бессмертием, [над всем], что растёт благодаря пище…
<…>
13. Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце.
Из уст — Индра и Агни, из дыхания возник ветер.
14. Из пупа возникло воздушное пространство, из головы возникло небо.
Из ног — земля, страны света — из слуха. Так распределились миры.
(Ригведа, «Гимн Пуруше», X, 90)

Древнеславянская мифология
В начале времён была абсолютная темнота. Во тьме существовал только Род, прародитель всего сущего, «родник Вселенной». Изначально Род был заключён в яйце. Когда он родил Ладу (богиню любви), то смог силой Любви разрушить узилище, выйти из яйца. Род создал небесное и поднебесное царства, разделил сушу и воду, Тьму и Свет, «Правду с Кривдою» (т. е. Правду и Ложь). Затем Род создал Землю и породил всё, что при Роде, — Природу:
Солнце вышло тогда — из лица его —
Самого Рода небесного, прародителя и отца богов!
Месяц светлый — из груди его —
Самого Рода небесного, прародителя и отца богов!
Звёзды частые — из очей его —
Самого Рода небесного, прародителя и отца богов!
Зори ясные — из бровей его —
Самого Рода небесного, прародителя и отца богов!
Ночи тёмные — да из дум его —
Самого Рода небесного, прародителя и отца богов!
Ветры буйные — из дыхания —
Самого Рода небесного, прародителя и отца богов!
Дождь и снег, и град — от слезы его —
Самого Рода небесного, прародителя и отца богов!
Громом с молнией — голос стал его —
Самого Рода небесного, прародителя и отца богов!
(«Песни птицы Гамаюн», клубок первый)

Германо-скандинавская мифология
Сначала ничего не было, только чёрная Мировая бездна Гинунгагап, в которой текли многочисленные ручьи. Однажды из неё поднялась исполинская фигура — злой инеистый великан Имир, первое живое существо в мире. Боги Асы вступили в борьбу с ним. Убив великана, они сотворили из его тела мир:

Имира плоть
стала землёй,
кровь его — морем,
кости — горами,
череп стал небом,
а волосы — лесом.
Из век его Мидгард1
людям был создан
богами благими;
из зубов — камни.
Мозг великана, брошенный в воздух, обратился в тучи. Из ресниц Имира были построены
стены Мидгарда.
(«Старшая Эдда», «Речи Гримнира»)
1 Мидга рд — «срединная земля», мир, населённый людьми.


Что общего во всех этих сюжетах?
Какой сюжет отличается от двух других? Чем?
Прочитайте в первой Руне «Калевалы», как создаётся Вселенная.
В чём отличие этого сюжета от вышеприведённых?

2. Сампо, выкованная Ильмариненом, — чудесная мельница, обладающая магической силой и являющаяся источником счастья, благополучия и изобилия. А согласно космогоническим мифам это ещё и символ мироздания. Корни её зарыты глубоко в земле, а крышка — усеянный звёздами небесный купол.

Нарисуйте модель Вселенной, которая уподоблена такому гигантскому образу (это может быть не только мельница, но и мировое древо, мировая гора, «мировой человек», лестница, столб, храм или другой символический объект).

3. Сравните эпитеты, которые даются героям поэм Гомера и героям «Калевалы».

Ахилл —
Одиссей —
Вейнямёйнен —
Ильмаринен —

Сравните подвиги, которые эти герои совершают.

Ахилл — _
Одиссей —
Вейнямёйнен —
Ильмаринен —

Какие выводы можно сделать о понятиях «герой» и «героическое»?

Комментариев нет:

Отправить комментарий