"... зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь."

(А. де Сент-Экзюпери)

суббота, 28 сентября 2013 г.

7класс


Раздел 2. Героическое и патриотическое в литературе
Древней Руси
Владимир Мономах. «Поучение»

1. Выпишите непонятные слова и словосочетания, встретившиеся вам в «Поучении». Узнайте их значения с помощью словарей или учителя. Запишите значения этих слов.

2. Прочитайте стихотворение Н. А. Заболоцкого.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони её от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды!
16Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвёт.
А ты хватай её за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Как вы понимаете выражение «душа обязана трудиться»? Что такое труд души?

Как этот жизненный принцип перекликается с заветами Мономаха? Выпишите соответствующие строки из его «Поучения».

3. Что такое благо? Вспомните и запишите десять слов с корнем -благо-, поясните их значения. Если затрудняетесь, воспользуйтесь толковым словарём.
Какие из этих слов встречаются в «Поучении» Мономаха?
Какие из них мы можем использовать в нашей жизни? Применительно к каким ситуациям? Составьте с этими словами предложения.

4. Какой из заветов Мономаха вам кажется особенно значимым и почему?

5. Заполните таблицу, данную ниже. Из русских народных пословиц выберите те, которые соответствуют наставлениям Мономаха, и запишите их в левую колонку таблицы. Справа выпишите соответствующую цитату из «Поучения».
Пословица
Наставление Мономаха













Повинную голову меч не сечёт.
Свет в храмине от свечи, а в душе от молитвы.
Ошибайся, да сознавайся.
Признание — половина исправления.
Умел грешить — умей каяться.
Молись, а злых дел берегись.
Доброму добро и будет.
Кто добро творит, того Бог благословит.
Кто сирых питает, того Бог не забывает.
С молитвою в устах, с работою в руках.
Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
У нас на Руси прежде гостю поднеси.
Лучше в обиде быть, чем в обидчиках.
Когда гнев впереди, ум — позади.
Хвалят — не гордись, учат — не сердись.
Дай Бог тому честь, кто умеет её снесть.
Кто зазнаётся, тот без друзей остаётся.
Живи смирнее, будешь всем милее.
Пословица Наставление Мономаха


6. Перед вами третья часть «Поучения» Владимира Мономаха — «Письмо Олегу Святославичу»1.
Оно было написано после того, как Олег Святославич убил младшего сына Мономаха, молодого князя Изяслава2.

Письмо Мономаха к Олегу Святославичу
О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце моё; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьёю, не покаявшись и не помирившись между собою. <…> Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому. <…>
Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня. Когда же убили дитя, моё и твоё3 перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я
грех себе, а отцу и матери его принёс слёзы!»
Надо было бы сказать тебе словами Давида4 «Знаю, грех мой всегда передо мной». <…> Богу бы тебе покаяться, а ко мне написать грамоту утешительную… <…>
Дивно ли, если муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших5. Но не следовало ему искать чужого и меня в позор и в печаль вводить. Подучили ведь его слуги, чтобы себе что-нибудь добыть, а для него добыли зла. И если начнёшь каяться Богу и ко мне будешь добр сердцем, послав посла своего или епископа, то напиши грамоту с правдою, тогда и волость получишь добром, и наше сердце обратишь к себе, и лучше будем, чем прежде: ни враг я тебе, ни мститель. <…>
Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле. <…>
По мнению учёного Д. С. Лихачёва, это письмо поразительно:
«Я не знаю в мировой истории ничего, похожего на это письмо Мономаха. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в русскую землю и получить полагающиеся по наследству княжества, просит забыть обиды».

Найдите и подчеркните в «Письме» строки, которые поражают учёного.
А чем поразило вас «Письмо» Мономаха?
Что и как говорит Мономах о покаянии?
­­­­­__________________
1 Олег Святославич (прозванный Гориславичем) — двоюродный брат Владимира Мономаха.
2 В 1095 году Изяслав захватил Муром, вотчину Олега. Через год Олег подошёл к Мурому и стал требовать его сдачи. Завязалась битва, и Изяслав был убит.
3 Изяслав был крёстным сыном Олега.
4 Давид — библейский царь.
5 Лучшие князья считали честью погибнуть на войне


*7. Охарактеризуйте идеального русского князя: его нравственную позицию, черты характера, религиозное чувство, отношение к родине, к князьям-соседям, жизненные принципы, семейный «устав» и т. п.
Можно воспользоваться словами-помощниками из приложения 1.

Воспользуйтесь словами: аскетизм, благородство, благочестие, верность, высокомерие, гордость, грех, добродетель, кротость, терпение, любовь, милосердие, покаяние, прощение, смирение.

*8. Сопоставьте отрывки из «Поучений» Даниила, митрополита Всея Руси (XVI век), и Владимира Мономаха.

«Поучение» митрополита Даниила
Подобает нам прежде всего, о благоразумные чада … <…> осуществлять всячески искусное попечение о душах наших. Видите, как быстро идут дни жизни нашей? Как быстро бежит конь, и как птица по воздуху быстро летит, — так и дни наши, и часы, и минуты проходят быстро. Ибо не вечны мы здесь, в настоящей жизни, и как в гостях пребываем; непостоянно для нас это житие, и не здесь [уготовано] нам жить. Но того ради привёл нас Господь Бог в настоящую жизнь, чтобы мы не настоящему внимали и не о преходящем заботились,
но чтобы всё к будущей жизни промысливали и готовили. <…>
Потому подобает нам пребывать в трезвости [ума и души] и быть готовыми всякий день и час, и смотреть на себя, не согрешили ли в чём, — в деле, слове ли, в помышлении ли, или в зрении, в осуждении, в гордости, в величании. И если в чём случится изобличить себя, всегда подобает о случившихся винах каяться, и рыдать, и плакать, да простит нам Господь Бог согрешения наши и помилует нас в сём веке и в будущем. <…>
Также и цари, и князья, и все, пребывающие в великой славе, ниоткуда не получат помощи, кроме как только от добрых дел. <…>
Всего ради этого молю вас, не любите сквернословия, игрищ и глумления, отступайте о бесед, растлевающих душу, и соблюдайте сердца свои всячески от нечестивых и скверных помыслов. Храните очи свои от пагубных зрелищ и берегитесь слушания всего, что вредит душе. И как от змея, бегайте от величания, и гордости, и зависти, и пьянства.
Выпишите сходные наставления и истолкуйте их.
1) Митрополит Даниил:

Владимир Мономах:

Что это означает:

2) Митрополит Даниил:

Владимир Мономах:

Что это означает:


3) Митрополит Даниил:

Владимир Мономах:

Что это означает:


9. Подчеркните красным цветом те черты характера и качества души, которые вы считаете необходимым в себе воспитывать.
Черты характера:
усердие, упорство, терпение, скромность, послушание, смирение, кротость, благородство, мужество, аскетизм, ответственность, умение ладить с людьми, уважение к старшим, инициативность.
Качества души:
сострадание, щедрость, великодушие, честность, милосердие, верность, любовь, такт, мудрость, умение прощать.
Подберите антонимы ко всем этим словам — это будут те свойства, с которыми вам над бороться:


10. Подумайте, с чем нельзя мириться в современной жизни. Что вас беспокоит в отношениях людей? Что не устраивает в поведении и нравах наших соотечественников? Какие проблемы вы здесь видите?

*11. На основе задания 10 сформулируйте вопросы, которые можно было бы задать Владимиру Мономаху.
1.

2.

Предположите, что бы он ответил.
1.

2.


12. В т е т р а д и д л я с о ч и н е н и й составьте своё «Поучение», применимое к сегодняшней жизни и адресованное вашим друзьям, одноклассникам, старшим или младшим братьям (сёстрам). Какие нравственные требования вы считаете самыми важными для наших современников? При работе над сочинением пользуйтесь приложением 1


Приложение 1
Слова-помощники для сочинения,
изложения и устного анализа текста
1. Описание своего впечатления, отношения к прочитанному.
Трудно остаться равнодушным после прочтения…, по отношению к…
Чувства… вызывают отклик в (нашей) душе.
Герои (герой) рассказа вызывают сложные чувства (чувство восхищения, негодования, недоумения).
Поступки героя (сюжет рассказа) заставляют задуматься о…
Тема (проблема), затронутая в рассказе, близка сегодняшнему читателю.
Проблема (взаимоотношений…) в наши дни особенно волнует, потому что…
Автор призывает поразмышлять о…
Нельзя не согласиться с рассказчиком…
2. Анализ текста.
В произведении (в тексте, в рассказе) изображается; говорится о…
Автор (рассказчик, повествователь) показывает, как (что)
изображает (выражает)
указывает на…
психологически точно передаёт…
выделяет (такую особенность героя, как…)
подчёркивает…
акцентирует (сосредотачивает) внимание на…
Мы чувствуем, как (меняется настроение рассказчика (героя), авторское отношение)
Обращает на себя внимание деталь…
Наблюдая за (поведением персонажей, картиной природы…), мы…
Нельзя не заметить (не почувствовать)… Очевидно (несомненно), что…
Читатель с интересом (с тревогой) следит, как…
Особенно трогательна картина (сцена)… Особенно взволновал меня эпизод (момент), когда…
3. Анализ эпизода.
Эпизод по типу речи представляет собой…
Данный эпизод можно озаглавить… потому что… Действующими лицами этого фрагмента яв-
ляются…
Своеобразной экспозицией эпизода можно считать…
Завязкой (кульминацией) эпизода является…
Если бы я был режиссёром данного эпизода, я бы поставил его так…
Если бы не было этого эпизода, мы бы…
Эпизод развивает (затрагивает, завершает) тему…
4. Ввод новой мысли.
Хочется отметить особую… Необходимо подчеркнуть…
Интересно заметить… Любопытно взглянуть…
Очень важно, что… Можно предположить, что
5. Доказательство своей мысли (примерами из текста, фактами, цитатами).
Можно проследить, как от сцены к сцене… Показателен момент (эпизод), когда…
Достаточно вспомнить (обратиться к)… Существенная деталь…
Обратимся к… Ещё раз перечитаем строки о… Вспомним (Не забудем о…)
Примечательно… Не случайно… Характерно, что… Интересно мнение критика (писателя, учё-
ного)
6. Дополнения, добавочные замечания, рассуждения.
Отдельно нужно сказать… Кроме того… К тому же… Помимо этого… Но это ещё не всё.
Добавим к этому, что… Вдобавок… (В дополнение к сказанному) стоит добавить…
7. Поворот мысли к противоположной; ввод противоречивого высказывания, спорной мысли.
Неожиданный (резкий) перелом в повествовании наступает, когда…
Вопреки первоначальному впечатлению… Несмотря на (невзирая на)
На первый взгляд странно (кажется странным)
Нельзя согласиться (с мнением, с характеристикой, со словами)
Но в противоположность (такой точке зрения)
С одной стороны…, с другой… Пусть (и хотя…), но…
Вряд ли (едва ли) можно согласиться… Хочется поспорить с (оспорить)…
Тем не менее (между тем…)
8. Сравнительно-сопоставительная характеристика.
Напоминает, можно сопоставить, похож, подобно, такой же, сходный
И… и… ни тот, ни другой, то же самое, почти одинаково, повторяется
Разница между ними очевидна, различаются, не похож, в этом они не сходны
В отличие от, по сравнению с, если… то, первый… второй
В противоположность, по-иному, между тем, совершенно иной, иначе
9. Переход к выводам; заключение.
Вот почему… Как видим… Становится ясным (понятным), как…
Автор (писатель, рассказчик) напоминает нам о…
В финале рассказа проясняется авторская идея…
Становится очевидной позиция (героя, рассказчика)
Произведение заставляет задуматься над вопросом ...

Комментариев нет:

Отправить комментарий