"... зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь."

(А. де Сент-Экзюпери)

7 класс



7 класс
Произведения, изучаемые на уроке

Гомер. «Илиада» (перевод Н.И.Гнедича), «Одиссея» (перевод В.А.Жуковского)

«Поучение» Владимира Мономаха
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»
М.Горький. «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе»
Н.А.Некрасов. «Мороз, Красный нос»
А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»
Н. В.Гоголь. «Шинель»
А.П.Чехов. «Смерть чиновника», «Тоска»
И.С.Тургенев. «Бирюк. Стихотворения в прозе: «Нищий», «Воробей», «Два богача», «Щи», «Русский язык», «Житейское правило», «Разговор»
М.Е.Салтыков-Щедрин«Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый
пискарь»
Л.Н.Толстой. «Детство»    
М.Горький. «Детство»
А.С.Пушкин. «Дубровский»
Ф.Искандер. «Чик и Пушкин» (из книги «Детство Чика»)
Ермолай Еразм. «Повесть о Петре и Февронии»
У.Шекспир. «Ромео и Джульетта»
А.К.Толстой. «Князь Серебряный»
Поэты-фронтовики. Д.С.Самойлов. «Сороковые»;
 А.Т.Твардовский. «О войне» (глава из поэмы «Василий Теркин»); К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»;
Ю.В.Друнина. «Я только раз видала рукопашный…»
М.А.Шолохов. «Судьба человека»
М. де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
В.М.Гаршин. «Красный цветок»
А.П.Платонов. «Юшка»
В.М.Шукшин. «Чудик»

Самостоятельное чтение (из каждой группы 1-2 произв.)

М.Л.Гаспаров. «Занимательная Греция».

А.О.Ишимова. «История России в рассказах для детей» (т. I, до гл. «Нашествие татар»);
Н.И.Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших
деятелей» (т. I, гл. IV «Князь Владимир Мономах»).

МГорький. «Сказки об Италии»,
В.Скотт. «Айвенго»;
Р.Л.Стивенсон. «Остров сокровищ», «Черная стрела»;

А.С.Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»;
Н.ВГоголь. «Портрет»;
А.ПЧехов. «Размазня», «Детвора», «Открытие», «Горе», «Старость»;
А. и Б.Стругацкие. «Трудно быть богом»;

И.С.Тургенев. Рассказы из «Записок охотника»: «Хорь и Калиныч», «Живые мощи», «Певцы», «Свидание». Стихотворения в прозе: «Деревня», «Маша»

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Коняга», «Орел-меценат», «Кисель»;
 М.МЗощенко. Рассказы;

Л.НАндреев. «Петька на даче»;
В.П.Катаев. «Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи»;
 Л.Пантелеев и Г.Г.Белых. «Республика Шкид»;
А.Г.Алексин. «Безумная Евдокия», «Мой брат играет на кларнете»;
 В.ПКрапивин. «Мальчик со станции Роса»;

«Сказание о граде Китеже»;
«Повесть о Шемякином суде»;
«Повесть о начале царствующего града Москвы».

У.Шекспир. Сонеты; комедии «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь

Н.ВГоголь. «Старосветские помещики»;
Г.Н.Щербакова. «Роман и Юлька»;

Е.Л.Шварц. «Дракон»;
 М.А.Булгаков. «Иван Васильевич»;

Б.Л.Васильев. «Завтра была война»
А.Н.Толстой. «Русский характер»;

М.АБулгаков. «Дон Кихот»;
Е.Л.Шварц. «Дон Кихот»;
А.П.Платонов. «Цветок на земле»;
В.М.Шукшин. «Обида», «Мастер», «Срезал!», «Крепкий мужик», «Верую!», «Алеша Бесконвойный», «Микроскоп»;




Как оформить читательский дневник?
Подготовить читательский дневник несложно, главное - приложить немного старания и фантазии.
За основу читательского дневника лучше взять тетрадь в клетку. На обложке нужно написать: «Читательский дневник», имя и фамилию владельца, класс. Оформить обложку (например, рисунками к книгам) можно по своему усмотрению. 
Заполнять дневник лучше сразу после того как вы прочитаете книгу или же на следующий день. В этом случае воспоминания будут свежи, и в случае необходимости вы сможете обратиться к книге. А через некоторое время нужно обязательно пролистать дневник - тогда знания и впечатления закрепятся в памяти.
Как делать записи в дневнике ?

Самый простой способ - делать записи в таблице:
п/п
Фамилия, имя, отчество автора произведения
Название произведения
Жанр произведения (сказка, рассказ, повесть и т.д.)
Главные герои
Сюжет произведения

Отзыв о прочитанном





Можно выбрать и такой вариант читательского дневника




 




Список учебников для 7 класса
1. Алимов Ш. А. Алгебра. Учебник. - М.: Просвещение
2. Коринская В. А., Душина И.В. География материков и океанов. Учебник. -
 М.: Дрофа
3. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Учебник. М.: Просвещение + рабоч. тетрадь
4. Малкова Ю.В., Гуйс И.Н., Рыжкова Т.В. и др. /под ред. Сухих И.Н. Литература.
 Учебник в 2-х частях. - М. : Академия
5. Львов В.В., Львова С.И. Русский язык. Учебник в 3-х частях. - М. : Мнемозина
6. Данилов А.А,, Косулина Л.Г. История России. Конец ХVI - XVIII век.  Рабочая
 тетрадь. - М. : Просвещение
7. Юдовская А.Я.,Ванюшкина Л. Всеобщая история. История Нового времени
1500 -1800. Рабочая тетрадь. -М. : Просвещение
8. Немецкий язык. Мозаика. Учебник + раб. тетр. + СD
9. Английский язык. Spotlight 7. Учебник + раб. тетр. +CD
10. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 
Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа



СТИХИ В ПРОЗЕ
И.С. ТУРГЕНЕВ

СОБАКА

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже смотрю ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я её понимаю.
Я понимаю, что в это мгновение и в ней и во мне живет одно и тоже чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным, широким крылом …
И конец!
Кто потом разберет, какой в каждом из нас горел огонек?
Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и человеке – одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

 Февраль 1878

НИЩИЙ


Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!
Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.
Я стал шарить у себя в карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.
А нищий ждал… и протянутая рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…
«Не взыщи брат; нет у меня ничего, брат».
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись -  и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
-          Что же, брат, - прошамкал он, - и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

 

Февраль 1878


ВОРОБЕЙ


Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг, она уменьшила свои шаги и стала красться, как бы почуяв перед собою дичь.
Я глянул вдаль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, и он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была казаться ему собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила сильнее его воли бросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

 

Апрель 1878


NECESSITAS, VIS, LIBRTAS*

Барельеф

Высокая костлявая старуха с железным лицом и неподвижно-тупым взором идет большими шагами и сухою, как палка, рукою толкает перед собой другую женщину.
Женщина эта огромного росту, могучая, дебелая, с мышцами, как у Геркулеса, с крохотной головкой на бычачьей шее – и слепая – и в свою очередь толкает небольшую худенькую девочку.

___________________________________
* Необходимость, Сила, Свобода
У одной этой девочки зрячие глаза; она упирается, оборачивается назад, поднимает тонкие, красивые руки; её оживленное лицо выражает нетерпение и отвагу… Она не хочет слушаться, она не хочет идти туда, куда её толкают… и все-таки должна повиноваться и идти.
Necessitas, Vis, Libertas.
Кому угодно – пусть переводит.

 

Май 1878


ДВА БОГАЧА


Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном крестьянском семействе, принявшим сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на неё пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить.
- А мы её … и не соленую, - ответил мужик, её муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!

Июль 1878

ПИР У ВЕРХОВНОГО СУЩЕСТВА

Однажды верховное существо вздумало созвать пир в своих лазоревых чертогах.
Все добродетели были им позваны в гости. Одни добродетели… мужчин он не приглашал… одних только дам.
Собралось их очень много – великих и малых. Малые добродетели были приятнее и любезнее великих; но все казались довольными и вежливо разговаривали между собой, как приличествует близким родственникам и знакомым..
Но вот верховное существо заметило двух дам, которые, казалось, вовсе не были знакомы друг с дружкой.
Хозяин взял за руку одну из двух дам и подвел её к другой.
«Благодетельность!» - сказал он, указав на первую.
«Благодарность!» - прибавил он, указав на вторую.
Обе добродетели несказанно удивились: с тех пор, как свет стоял – а стоял он давно, – они встречались в первый раз!

Декабрь 1878



ЗАВТРА, ЗАВТРА!

Как пуст и вял и ничтожен почти каждый прожитый день! Как мало следов оставляет он за собою! Как бессмысленно глупо пробежали эти часы за часами!
И между тем человеку хочется существовать; он дорожит жизнью, он надеется на нее, на себя, на будущее. О, каких благ он ждет от будущего!
Но почему же он воображает, что другие, грядущие дни не будут похожи на этот только что прожитый день?
Да он этого и не воображает. Он вообще не любит размышлять – и хорошо делает.
«Вот, завтра, завтра!» - утешает он себя, пока это «завтра» не свалит его в могилу.
Ну, а раз в могиле – поневоле размышлять перестанешь.

Мая 1789

ЧТО Я БУДУ ДУМАТЬ?

Что я буду думать тогда, когда мне придется умирать, - если я только в состоянии буду тогда думать?
Буду ли я думать о том, что плохо воспользовался жизнью, проспал её, продремал, не сумел вкусить от её даров?
«Как? Это уже смерть? Так скоро? Невозможно! Ведь я еще ничего не успел сделать… Я только собирался делать!»
Буду ли я вспоминать о прошедшем, останавливаться мыслью на немногих светлых, прожитых мною мгновениях, на дорогих образах и лицах?
Предстанут ли моей памяти мои дурные дела – и найдет на мою душу жгучая тоска позднего раскаяния?
Буду ли я думать о том, что меня ожидает за гробом… да и ожидает ли меня что-нибудь?
Нет… мне кажется, что я буду стараться не думать – насильно займусь каким-нибудь вздором, чтобы только отвлечь собственное мое внимание от грозного мрака, чернеющего впереди.
При мне один умирающий все жаловался на то, что не хотят дать ему поесть каленых орешков… и только там, в глубине его потускневших глаз, билось и трепетало что-то, как перешибленное крыло насмерть раненой птицы.

Август 1879






«КАК ХОРОШИ, КАК СВЕЖИ БЫЛИ РОЗЫ…»

Где-то, когда-то давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мне… но первый стих остался у меня в памяти:

Как хороши, как свежи были розы…

Теперь зима, мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол;  а в голове все звенит и звенит:

Как хороши, как свежи были розы…


И я вижу себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на вытянутую руку и склонив голову к плечу, сидит девушка – и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как робко дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик чистого юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею, но как она мне дорога, как бьется мое сердце!

Как хороши, как свежи были розы…


А в комнате все темней и темней… Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною – и чудится скучный старческий шепот…

Как хороши, как свежи были розы…


Встают передо мною другие образы… Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса, а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино – и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара…

Как хороши, как свежи были розы…


Свеча меркнет и гаснет… Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ… Мне холодно… Я зябну… И все они умерли… Умерли…

Как хороши, как свежи были розы…


Сентябрь 1779

Н.Н.

Стройно и тихо проходишь ты по жизненному пути, без слез и без улыбки, едва оживленная равнодушным вниманием.
Ты добра и умна… и все тебе чуждо – и никто тебе не нужен.
Ты прекрасна – и никто не скажет: дорожишь ли ты своею красотой или нет? Ты безучастна сама – и не требуешь участия.
Твой взор глубок  - и не задумчив; пусто в этой светлой глубине.
Так, в Елисейских полях, под важные звуки глюковских мелодий – беспечально и безрадостно проходят стройные тени.

 

Ноябрь 1879


МЫ ЕЩЕ ПОВОЮЕМ


Какая ничтожная малость может порой перестроить всего человека!
Полный раздумий шел я однажды по большой дороге.
Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною.
Я поднял голову… Передо мною, между двух рядов высоких тополей , стрелою уходила вдаль дорога.
И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченая ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!
Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпучив зоб и дерзко чирикая, словно и черт ему не брат! Завоеватель - и полно!
А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, может быть, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.
Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся – и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.
И пускай надо мною кружится мой ястреб …
- Мы еще повоюем, черт возьми!

 

Ноября 1879


МОЛИТВА


О чем бы не молился человек – он молится о чуде. Всякая молитва сводится на следующую: «Великий боже, сделай, чтобы дважды два – не было четыре!»
Только такая молитва и есть настоящая молитва от лица к лицу. Молиться всемирному духу, высшему существу, кантовскому, гегелевскому, очищенному, безобразному богу – невозможно и немыслимо.
Но может ли даже личный, живой, образный бог сделать, чтобы дважды два – не было четыре?
Всякий верующий должен ответить: может – и обязан убедить самого себя в этом.

Но если разум его восстает против такой бессмыслицы?
Тут Шекспир придет ему на помощь: «Есть много на свете, друг Горацио…» и т.д.
А если ему станут возражать во имя истины, - ему стоит повторить знаменитый вопрос: «Что есть истина?»
И потому: станем пить и веселиться - и молиться.

 

Июль 1881


ЧЬЯ ВИНА?


Она протянула мне свою нежную, бледную руку… а я с суровой грубостью оттолкнул её. Недоумение выразилось на молодом, милом лице; молодые добрые глаза глядят на меня с укором; не понимает меня молодая чистая душа.
- Какая моя вина? – шепчут её губы.
- Твоя вина? Самый светлый ангел в самой лучезарной глубине небес скорее может провиниться, нежели ты.
И все-таки велика твоя вина передо мною.
Хочешь ты её узнать, эту тяжкую вину, которую ты не можешь понять, которую я растолковать тебе не в силах?
Вот она: ты – молодость; я – старость.

 

Апрель 1878


ЖИТЕЙСКОЕ ПРАВИЛО


Хочешь быть спокойным? Знайся с людьми, но живи один, не предпринимай ничего и не жалей ни о чем.
Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать.

 

Апрель 1878


 

 

ПУТЬ К ЛЮБВИ


Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх, – даже презрение. Да, все чувства… исключая одного: благодарности.
Благодарность – долг; всякий человек платит свои долги… но любовь – не деньги.

 

Июнь 1881


ЛЮБОВЬ


Все говорят: Любовь – самое великое, самое неземное чувство. Чужое я внедрилось в твое: ты расширен – и ты нарушен; ты плотью теперь далек, и твое я умерщвлено. Но человека с плотью и кровью возмущает даже такая смерть. Воскресают одни бессмертные боги.

 

Июнь 1881


ПОПАЛСЯ ПОД КОЛЕСО

- Что значат эти стоны?
- Я страдаю, страдаю сильно.
- Слыхал ли ты плеск ручья, когда он толкается в каменья?
- Слыхал… Но к чему этот вопрос?
- А к тому, что этот плеск и стоны твои – те же звуки, и больше ничего. Только разве вот что: плеск ручья может порадовать иной слух, а стоны твои никого не разжалобят. Ты не удерживай их, но помни: это все звуки, звуки, как скрип надломанного дерева… звуки – и больше ничего.

 

Июнь 1882